Дворец профсоюзов: «А скульптура интеллигента – сам архитектор здания» ФОТО

Дворец профсоюзов: «А скульптура интеллигента – сам архитектор здания» ФОТО

Это здание не случайно называют одним из символов белорусской архитектуры: его история перекликается с историей страны

 
Республиканский Дворец культуры профсоюзов не случайно называют одним из символов белорусской архитектуры — история его существования и развития перекликается с историей страны. О неизвестных страницах этой истории можно узнать в Музее истории профсоюзного движения Беларуси.
 

В Колонном зале дворца словно оживает дух минувшей эпохи. Богатый по своему внутреннему убранству, он щедро украшен лепниной. А в его интерьере использованы красочно-нарядные элементы классического наследия. Колонны с коринфскими капителями декорированы листьями аканта и завитками. Именно здесь председатель Белорусского республиканского Совета профсоюзов Иосиф Бельский перерезал ленточку, открывая главный культурный центр белорусских профсоюзов.

Здесь танцевал Ли Харви Освальд

«До Великой Отечественной войны в городе работали 12 хорошо оборудованных клубов, которые в период оккупации были полностью разрушены, имущество разграблено. И ни одного профсоюзного клуба не осталось. — рассказывает экскурсовод музея Елена Янулевич. — Поэтому на I Белорусской республиканской межсоюзной конференции профсоюзов в 1948 году постановили: просить ВЦСПС принять решение о строительстве в Минске Дворца культуры профсоюзов. И ассигновать на 1949 год средства для проектно-изыскательных работ и освоения строительной площадки. Строительство началось через год и продолжалось 4 года. Затем в течение 2 лет проходили отделочные работы как самого здания, так и внутреннего интерьера».

Торжественное открытие Дворца культуры профсоюзов состоялось 3 июля 1956 года, и скоро он стал любимым местом минчан и гостей столицы.
 
 
Ежегодно дворец посещали более 100 тыс. человек. Здесь были оборудованы кинолекционный и танцевальный залы (его посещал и небезызвестный Ли Харви Освальд), богатейшая библиотека. В храме творчества то и дело образовывались различные коллективы художественной самодеятельности: театральная и оперная студии, хоровая капелла, ансамбль танца «Радуга», «Ровесник», клубы по интересам. Театральная студия со временем завоевала статус народного театра «Эхо», хоровая капелла и «Ровесник» стали заслуженными коллективами, ансамбль «Радуга» — народным…

Необыкновенно красивый, торжественный Колонный зал славился тем, что всегда был центром событий. Тут и по сей день проходит все самое интересное: новогодние балы и танцевальные вечера для молодежи, лучшие детские утренники и представления. Художники и фотографы любят размещать здесь свои выставки, а кинематографисты снимать фильмы послевоенной эпохи, ведь сталинский ампир просуществовал очень недолго, а здесь он бережно сохранился.

Величественный храм

Дворец культуры главным фасадом обращен к Октябрьской площади, входящей в ансамбль центральной части проспекта Независимости. Здание построено в духе античных образцов, по типу древнеримского храма, что выделяет его в целостном ансамбле проспекта.
 

Для строительства монументального дворца в столицу пригласили известного архитектора Владимира Ершова. Почему именно его? До войны в Москве зодчий спроектировал и построил 2 станции метрополитена, павильон на выставке ВДНХ. Белорусские заказчики оценили красоту архитектуры и позвали его в Минск. Ершов сделал план постройки дворца вытянутым, имеющим строго симметричный прямоугольный объем, и поставил его на высокий цоколь. Главный фасад решен в виде 10-колонного портика. Внутри виден кессонный свод (с углублениями многоугольной формы). Монументальность и величественность храма искусств подчеркивают скульптурные композиции на фронтонах главного и тыльного фасадов здания.

Одной из уникальных особенностей дворца является оригинальная скульптурная композиция в арочном проеме главного входа, символизирующая единство труда, науки и творчества. Кстати, аллегорические фигуры сделаны маститыми авторами, участниками Великой Отечественной войны, народными художниками БССР Алексеем Глебовым, Сергеем Селихановым, а также известным белорусским скульптором Виктором Поповым, которые работали в области станковой и монументальной скульптуры.

«Мало кому известно, что у персонажей скульптурных образов (девушка со скрипкой, мальчик с глобусом, рабочий, крестьянка, спортсменка и интеллигент) существуют настоящие прототипы.
 
 
 
Считается, что интеллигент — это фигура самого Владимира Ершова.
 
 
Среди других модеолей — и примадонна белорусской оперной сцены Лариса Александровская. Вообще, для работы над этим колоссальным скульптурным объектом пришлось привлечь огромное количество мастеров, декораторов и оформителей. Посему к концу строительства это величественное, помпезное здание, имеющее общую площадь 9600 кв. м, смотрелось как действительно значимый архитектурный шедевр», — подчеркнула экскурсовод.

Из Колонного зала переходим в театральный, завораживающий своей богатой декоративной пластикой: лепными поясами, гирляндами, тонированными золотистыми охрами. Зал рассчитан на 588 мест. Высота потолка — 14 метров. В цветовой гамме присутствует неуловимое очарование. Голубой потолок символизирует небо, хрустальная люстра — солнце, зелень кресел зрительного зала — землю.

В 1995 году Дворец культуры был закрыт для широкой публики, так как после 40 лет работы зданию требовался капитальный ремонт. Руководством Федерации профсоюзов Беларуси было принято решение о восстановлении и реставрации дворца. Инициативу поддержали трудовые коллективы страны. В ремонте участвовала 41 подрядная строительная организация, а финансирование осуществлялось из бюджета ФПБ. После ремонта в театральном зале установлено современное звуковое оборудование и освещение, обновлены скульптуры на фасаде. В декабре 2003 года дворец был снова открыт. Сегодня профсоюзная сцена служит ареной для важных политических и культурных событий: съездов ФПБ, конференций, международных фестивалей и концертов.

Подготовила Татьяна ИЛЬИНА, фото Валерия КАРТУЛЯ

поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий