Дроны могут делать открытия, раздавать интернет, спасать жизни и доставлять пиццу

Дроны могут делать открытия, раздавать интернет, спасать жизни и доставлять пиццу

В настоящее время в Беларуси эксплуатируются около 3 500 беспилотных летательных систем. Они могли бы приносить пользу в различных областях, но, к сожалению, этому мешают законодательные проволочки

В марте этого года в нашей стране появилось общественное объединение «Белорусская федерация беспилотной авиации». Как рассказал заместитель председателя организации Глеб Бондарик, главная цель федерации – разработка легковыполнимых правил полетов, которые будут содействовать развитию беспилотной авиации в республике, рассказывает 1prof.by. В настоящее время, по подсчетам федерации, в гражданском секторе Беларуси активно эксплуатируются около 3 500 беспилотных летательных систем (беспилотник или дрон – летательный аппарат без экипажа на борту. – Прим. авт.).

Беспилотник = авиамодель?

Использование беспилотных летательных систем происходит в соответствии с Указом Президента № 81. Согласно документу, все беспилотники в нашей стране приравнены к авиамоделям. По словам Глеба Бондарика, для того, чтобы это изменить, необходимо внести поправки в Воздушный кодекс. Однако для начала, по мнению экспертов, нужно классифицировать беспилотные летательные аппараты.

В Беларуси существует три вида авиации: государственная, гражданская и экспериментальная. К какому из них отнести квадрокоптер? К примеру, все беспилотники, относящиеся к экспериментальной авиации, должны быть зарегистрированы в Государственном военно-промышленном комитете. При этом применять экспериментальную авиацию в коммерческих целях могут только те предприятия, которые наделены таким правом по распоряжению главы государства. В нашей стране им обладают только два предприятия: ОАО «АГАТ – системы управления» и ОАО «558 Авиационный ремонтный завод». Их беспилотники могут в коммерческих целях проводить экспериментальные исследования.

По законодательству, в том числе международному, все воздушные суда должны быть зарегистрированы и сертифицированы. Однако, по мнению экспертов, регистрация беспилотников – не выход из положения. Во-первых, этим должна заниматься отдельная организация. Во-вторых, массовая регистрация таких аппаратов приведет к огромным очередям. В-третьих, по мнению представителей Минобороны, есть смысл регистрировать лишь аппараты определенного класса, которые представляют опасность. Остальные дроны должны подлежать учету. И, скорее, даже не сами аппараты, а их владельцы. Такой опыт применяется в США – там информация о хозяевах беспилотников вносится в специальную базу.

Запретные зоны

 В Беларуси есть ряд объектов, сведения о которых относятся к информации ограниченного пользования. В нашей стране насчитывается 16 запретных зон, к которым относятся крупные промышленные объекты, закрытые воинские части, аэродромы гражданской авиации, Национальный аэропорт «Минск». С картой запретных зон можно ознакомиться на сайте Министерства обороны.

Как отметили в Департаменте по авиации Министерства транспорта и коммуникаций, в ближайшее время будет создан сайт, содержащий информацию по всей воздушной обстановке в стране в режиме реального времени с указанием запретных, ограничительных и специальных зон полетов.

Для проведения аэросъемки с помощью беспилотников нужно специальное разрешение Министерства обороны, которое выдается по заявке. После получения одобрения разрешается съемка вне запретных зон, затем отснятый материал необходимо передать на просмотр в Минобороны.

 «Подобная схема создает неудобства, однако более четкого законодательства в отношении беспилотников пока не существует», – подчеркнул Глеб Бондарик. В настоящее время Министерство обороны изучает опыт использования беспилотных летательных аппаратов в зарубежных странах. По европейским требованиям, например, допуск любого дрона в воздушное пространство разрешен только в том случае, если на нем установлен специальный датчик, который передает операторам и диспетчерам информацию о своем местонахождении. К тому же беспилотник должен быть оснащен специальной аппаратурой предупреждения сближения с другим воздушным судном. Вместе эти устройства весят порядка 50 килограммов.

К слову, за нарушение правил использования воздушного пространства (ст. 18.41 КоАП) предусмотрено предупреждение или штраф в размере до 20 базовых величин для физических лиц и до 50 базовых – для юрлиц. За повторное нарушение в течение года физические лица заплатят от 10 до 50 базовых, юридические лица – 20–100 базовых величин.

Дроны и урожай

В западных странах беспилотники успешно применяются в сельском хозяйстве, например, в так называемом «точном земледелии». Использование небольшого летательного аппарата позволяет отследить всхожесть растений. Три года назад в Беларуси появился отечественный стартап OneSoil – онлайн-сервис для мониторинга состояния посевных площадей, увеличения урожайности и экономии ресурсов.

«Для сельского хозяйства нам хватает спутниковых данных. Однако в Беларуси, как и в ряде других стран, эти данные обновляются не так часто, как хотелось бы. Кроме того, бывают месяцы, когда получить точные сведения невозможно из-за облачной погоды, – рассказывает разработчик сервиса Вячеслав Мазай. – Аэросъемка с дронов позволяет анализировать данные о почвах, рельефе, погоде. На основе полученной информации мы предоставляем рекомендации фермерам по внесению удобрений. В прошлом году данный метод позволил сэкономить порядка 30% удобрений. Однако его повсеместному внедрению мешают законодательные проволочки», –  считает разработчик.

Универсальный помощник

Между тем область применения дронов не только широка, но и увеличивается буквально каждый день. Так, сайт robo-hunter.com собрал 15 профессий, в которых беспилотники себя уже зарекомендовали или вот-вот начнут осваивать.

Например, они помогают археологам: несколько лет назад квадрокоптер GoPro смог обнаружить древнее поселение в Мексике. А специалисты Project Tango и NASA решили совместно заняться созданием автономных дронов-помощников, которые будут помогать астронавтам в быту. Эти дроны имеют форму сфер и предназначены для работы в невесомости. В свою очередь, компания Google сообщила о планах создать связку сетей спутников, лазеров и дронов, которые смогут обеспечить интернет-покрытием всю Землю. Активно разрабатываются дроны, которыми можно управлять на удаленной основе. В случае ЧП они смогут доставить лекарства и припасы в труднодоступные точки планеты. Между прочим, одна из самых крупных  пиццерий мира уже давно имеет собственные «ДомиКоптеры» для доставки пиццы. Есть заведения, где дронов используют вместо официантов, правда, пока это все же больше развлечение посетителей.

Дроны-охранники, дроны-патрульные и даже…  дроны-журналисты – все они могут появиться уже в ближайшие десятилетия.

тест
Вы Шнуров или Солодуха? Узнайте, ответив на несколько вопросов о «Евровидении»пройти тест
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий