Говорить и слышать – Пастернак и Жвалевский о том, как найти общий язык с ребенком

Говорить и слышать – Пастернак и Жвалевский о том, как найти общий язык с ребенком

У белорусских писателей Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак есть ключ к сердцу любого подростка. В своих книгах «Хочу в школу», «Время всегда хорошее», «Гимназия № 13» и многих других они смело и откровенно говорят о проблемах, волнующих школьников, их страхах и мечтах. Причем делают это так, что дети верят им и читают книги взахлеб. Как им это удается – узнала наш корреспондент.

– Есть ли критерии качества у детской и подростковой литературы?

Евгения: Конечно, можно говорить о чистоте языка, правильности построения фраз и тому подобном, но на самом деле критерий один – читают или не читают.

Андрей: Важный момент: дети и подростки принципиально по-разному оценивают книги. Малыши воспринимают литературу как музыку. Им читают Чуковского, и хотя они не понимают, кто такой Мойдодыр и что такое «По Садовой, по Сенной», им нравится, как это звучит. Подростки могут проигнорировать примитивный язык, если их захватил сюжет. Достаточно вспомнить феномен Гарри Поттера. Перевод книги на русский язык был сделан наспех и даже получил антипремию «Абзац», однако история покорила сердца школьников.

– Сегодня высказывается мнение о необходимости пересмотра списка школьной литературы. Что вы думаете по этому поводу?

Евгения: В начальной школе дети читают Волкова и Носова, а в 5-м классе начинается Тургенев, и это настоящая беда. Потому что дети не понимают ни слов, ни контекста. А ведь «Муму» – отличная книга! Совсем не о собачке, просто читать ее надо чуть позже.

Андрей: Детям не хватает социального и жизненного опыта, чтобы понять многие моменты. Как 15-летняя девочка, которая не была замужем, может примерить на себя ситуацию Анны Карениной?..

Евгения: У нас потерялся смысл уроков литературы. Ведь нужно, чтобы дети полюбили процесс чтения, но вместо этого занятия напоминают псевдолитературоведение. Плюс ко всему школьникам не дают возможности рассуждать: если ребенку не понравилась «Война и мир», он не может сказать об этом в классе и вынужден начинать свое сочинение со слов «Великий писатель Лев Толстой в своем произведении хотел отразить…», что, по большому счету, является враньем. Мы же должны учить высказывать свою точку зрения, не оскорбляя при этом других и не боясь порицания.

– В своих книгах вы поднимаете острые для подростков темы, в том числе суицида и секса. Как на это реагируют родители?

Андрей: Порой «прилетает» оттуда, откуда не ждешь. Например, в книге есть и суицид, и лесбиянки, и главная героиня уходит из школы после 9-го класса. Именно последний факт возмущает родителей больше всего! Они думают, что суицид – это где-то далеко, не про них, а вот то, что ребенок может уйти из школы раньше на два года, – вполне реальная трагедия.

– Вы создали интернет-проект «Родителям подростков», где много полезной информации. Можете сейчас дать несколько простых советов родителям, как найти взаимопонимание с ребенком?

Евгения: Слушать и разговаривать – все упирается в это.

Андрей: Психолог Катерина Мурашова провела эксперимент, выяснив, что родители с подростками общаются не более 15 минут в день и ни минуты из них – на темы, которые интересны самим ребятам.

Евгения: Мы часто проводим встречи с подростками, на которые приходят и взрослые. Наша задача – разговорить детей, а для этого нужно, чтобы замолчали родители. Например, обсуждаем книгу «Время всегда хорошее», события в ней разворачиваются в 1980-м. Я говорю: «Мы ходили в магазин с пол-литровой банкой, как думаете (родители, пожалуйста, не подсказывайте!), за чем?» И взрослые хором, обязательно: «За сметаной». Мамы и папы зачастую уверены, что их дети ответят ерунду, поэтому спешат сделать это за них.

Андрей: В Норвегии есть библиотеки, куда взрослых вообще не пускают. Там дети чувствуют себя свободнее, не боятся делиться мыслями.

Евгения: А мысли у них интересные! Когда родители все же замолкают, а дети включаются в диалог, взрослые удивляются: мол, надо же, сколько они всего знают и как оригинально мыслят!

– Раз мы заговорили о доверии, то как «нащупать» тот момент, когда родители должны вмешаться в школьные дела?

Евгения: Если речь идет о безопасности ребенка, то вмешиваться нужно сразу. Я говорю о травле, психологическом или физическом насилии, шантаже. У нас в этом плане смещена система ценностей: родители готовы убить ребенка за плохую оценку, но игнорируют серьезные проблемы под предлогом «дети сами разберутся».

Андрей: А вот куда не стоит вмешиваться, так это в учебный процесс. Да, он, мягко говоря, не идеальный, и учебники у нас не лучшие, но если мы начнем развязывать войну на стороне ребенка, то разрушим даже то, что есть.

– А нужен ли родительский контроль в соцсетях?

Евгения: Это очень скользкий вопрос. И правильный ответ на него, я считаю: «Нет». Это личное пространство ребенка.

Андрей: Ведь если ребенок узнает, что вы мониторите его страницу, он в два счета вас обманет. Как минимум сделает второй аккаунт.

Евгения: Поэтому нужно доверять ребенку и знать, что в случае опасности он придет к вам. В Австралии есть хорошая традиция, которой мы с дочкой даже следовали несколько лет: каждый год родители и дети подписывают между собой соглашение. Суть его в следующем: дети обещают рассказывать родителям о том, если им кто-то угрожает, предлагает встретиться, вымогает деньги, фото, личные данные. Это помогает избегать необдуманных поступков.

Андрей: Наши подростки нередко гнева мамы боятся больше других опасностей. Недавно дикий случай произошел в Гродно. Две девочки после школы пошли гулять, оставили сумки в парке и потеряли их. Ученицы провели ночь в чужом подъезде, лишь бы не идти домой – так боялись, что родители будут ругать. И это о многом говорит. Помните шумиху вокруг «Синего кита»? Следственный комитет России после длительного расследования официально заявил – дело не в интернете, детей к суициду подталкивает одиночество. Родители, которые интересуются ребенком, общаются с ним, обязательно заметят разницу в поведении своего чада и помогут ему вернуться к нормальной жизни.

– В завершение разговора посоветуйте подросткам три книги, которые стоило бы прочитать.

Евгения: «Дом, в котором…» Мариам Петросян, «Часодеи» Натальи Щербы и «Белорские хроники» Ольги Громыко.

Юлия КУЛИК

Фото Валерия КАРТУЛЯ

Источник:
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий