Искусство издавать:  белорусский Дом печати отмечает 100-летний юбилей

Искусство издавать: белорусский Дом печати отмечает 100-летний юбилей

У многих его сотрудников лишь одна запись в трудовой книжке.

Официальной датой рождения издательства считается 1917 год, но его история началась еще в XVIII веке: в 1797 году была открыта Минская губернская типография, ставшая преемницей типографии ордена монахов-базилианцев. Поэтому можно сказать, что сейчас предприятие празднует еще и 220-летие.

Издательству удалось сохранить свое солидное наследие и высокий профессиональный статус.

– Нас воспитывало газетное производство, – говорит директор Белорусского Дома печати Роман Олейник, который здесь работает уже почти 45 лет. – Данный технологический процесс требует поминутной работы, а это дисциплинирует коллектив и развивает ответственность. У многих сотрудников Дома печати лишь одна запись в трудовой книжке.

Кто первый читатель?

Мы заглядываем в газетный цех, чтобы увидеть, какой путь проделывает газета, прежде чем попасть к читателям. Новые рулонные машины позволили увеличить производительность труда как минимум в 4 раза. Процесс идет круглые сутки 5 дней в неделю.

– В типографии печатаются крупнейшие газеты страны, отраслевые издания – всего более 57 наименований. Это 30 млн. экземпляров ежемесячно, почти 80% общего тиража республиканских печатных СМИ, – вводит в курс дела начальник газетного цеха Александр Марцинкевич. – В нашем цеху трудятся более 90 человек, работу печатных машин на смене курируют две бригады – 6 печатников, и каждый несет ответственность за качество газеты. Кстати, машина хорошо чувствует настроение человека. У печатников есть даже примета: «Если пришел на работу в белой майке, то обязательно окажешься в шахте» (будешь устранять неполадки, возникшие при печати. – Прим. авт.). Поэтому белый цвет у нас, можно сказать, под запретом.

Производство газеты начинается на участке допечатной подготовки, куда попадают все электронные версии номеров: будущие газетные полосы распечатываются на плоттере, потом изготавливаются их металлические формы (2 минуты – и алюминиевая пластина с изображением газетной полосы готова).

Интересно, что для печати любой полноцветной газеты используется всего 4 краски: голубая, желтая, пурпурная и черная, и для создания полного цвета изготавливается несколько печатных форм.

Готовый комплект форм отправляется на печатную машину, все параметры работы которой задаются при помощи современных компьютерных программ. Видим, как печатники аккуратно закладывают в станок рулон мелованной бумаги, который весит порядка 700 (!) кг. За сутки уходит до 25 таких рулонов. Газетные формы устанавливают на барабан печатной машины, куда подключена красочная система. Во время работы машины форма соприкасается с офсетной резиной и получается оттиск. Именно он отпечатывается потом на газетном полотне.

Далее полотно автоматически разрезается и фальцуется (складывается по сгибам). И вот мы видим, как готовый газетный номер «бежит» по конвейеру.

Печатники контролируют весь процесс, находясь за пультом управления, а также раз в 2–3 минуты проверяют качество газеты и насыщенность цветов.

– Я чувствую себя творцом, – признается печатник с 20-летним стажем Николай Другаков. — К газете отношусь как к мини-шедевру. Свою работу стараюсь выполнять максимально качественно. Помогает в этом современное оборудование. В типографии трудился и мой отец, именно он привил мне любовь к профессии печатника.

Мы наблюдаем, как отпечатанные газеты «идут» по конвейеру. Потом их пакуют с большой скоростью в большие пачки, причем занимаются этим исключительно женщины – мужчины не выдерживают темпа.

Новые горизонты

Как известно, с развитием цифровых технологий тиражи печатной продукции уменьшились, но Белорусский Дом печати нашел выход из данной ситуации. По словам директора предприятия, удалось не только сохранить коллектив, но и начать развивать новые направления деятельности. Так, 4 года назад здесь стали производить упаковку для молочной продукции. Сейчас загрузка предприятия по этому направлению составляет 25%, в планах – открытие еще одной линии, которая позволит увеличить прибыль.

Большим спросом пользуется также картонная VIP-упаковка для подарков, разработанная в издательстве. Выпускают здесь и картонные музыкальные шкатулки. Особая честь для предприятия – производство государственной символики на тканой основе.

– Мы гордимся тем, что над площадью Государственного флага в Минске развевается флаг, изготовленный на нашем предприятии, – отмечает Роман Олейник. – Нам была поставлена непростая задача: создать флаг размером 7х14 метров, настолько крепкий, чтобы ураган его не сорвал. Отрабатывали технологию, подбирали материалы. Было непросто, но задачу мы выполнили.

«Быстро, доступно, профессионально» – этот девиз подчеркивает не только высокий статус предприятия, но и уровень доверия к своим сотрудникам. Сегодня в издательстве трудятся 700 человек, многие из них – продолжатели семейных династий. Здесь ценят ветеранов труда и дают «зеленый свет» молодым: поработав в цеху, они нередко становятся руководителями служб и подразделений.

Вероника СОЛОВЕЙ

Фото автора и Виталия ГИЛЯ

Источник:
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий