Как в Европе, только бесплатно: в Минске второй год работает общественный велопрокат

Как в Европе, только бесплатно: в Минске второй год работает общественный велопрокат

В 2015 году в столице велосипедами пользовались 400 тысяч жителей, а к 2017-му эта цифра может вырасти еще на сто тысяч. Всего же около 17% населения Беларуси предпочитают передвигаться на двухколесном транспорте

Белорусы все чаще поддерживают принцип: «Велосипед не роскошь, а средство передвижения». Двухколесный транспорт использует не только для прогулок, но и чтобы добраться на работу. Правда, в сравнении с другими европейскими странами белорусских велосипедистов пока не так уж много. Например, в Германии велосипеды есть у 76% жителей, в Дании – 80%, а в Нидерландах минимум один «железный конь» есть у каждого.

Где прокатиться на «Плюшчыку»?

Сегодня стать счастливым обладателем велосипеда не составляет особо труда. В магазинах и в интернете представлено все многообразие: горные и городские, отечественного и импортного производства, любого цвета, типа и материала рамы, с различной шириной колес. Цены на велосипеды стандартной комплектации находятся в пределах 3–5 млн рублей. Но для некоторых выделить и такую сумму не всегда возможно. С подобной проблемой сталкиваются, например, студенты. К тому же, если живешь в общежитии, велосипед зачастую негде хранить.

Альтернативный вариант – прокат. В Минске немало пунктов, где велосипеды дают на время. За пользование двухколесным транспортом в стуки придется отдать от 80 до 200 тысяч рублей. А в 2015 году в столице энтузиасты запустили общественный велопрокат «Добры ровар». Лица старше 18 лет могут пользоваться его услугами бесплатно в течение 12 часов.

«Для этого надо зарегистрироваться на сайте проекта, ввести свои паспортные данные, получить подтверждение, выбрать и забронировать велосипед, — рассказывает директор Минского велосипедного общества Анастасия Янчевская. — После поездки его оставляют на одной из специальных парковок».

Подобная система общественного проката действует в Европе. Правда, во многих странах: Франции, Испании, Литве – бесплатные только первые 30 минут, остальное время необходимо оплачивать либо приобретать абонемент.

PRAS.by""

Велосипеды для минского проекта созданы вручную в буквальном смысле. За основу ребята брали ненужные экземпляры, которые дарили небезразличные люди, и давали старым велосипедам новую жизнь, заменяя изношенные детали. Сейчас в прокате 10 велосипедов, скоро должны появиться еще примерно 10. У каждого – оригинальное цветовое оформление и название: «Альгерд», «Космас», «Плюшчык», «Марсупіламі». Среди моделей преобладают в основном «взрослики», «раскладушки», «туристы», но есть и пара горных вариантов. Велосипеды не очень дорогие, но и соблазна угнать их меньше.

PRAS.by""

«Когда начинался проект, нам говорили, что украдут все. Но пропала лишь часть (всего 12, из них 5 удалось найти. — Прим. ред.), — отмечает Анастасия. — Ошибочно полагать, что только наши люди на такое способны. Подобная практика есть во всем мире, Например, в Нидерландах можно на улице увидеть человека, который срезает замок с велосипеда и пытается продать его первому встречному».

Для сохранности велосипедов во втором по счету сезоне многие велосипеды «Доброго ровара» оснастили надежными металлическими замками U-lock. Значит, энтузиазм у ребят не пропал. Тем более что проект обрел популярность, и не только среди студентов. Недавно в прокат обратился пожилой человек, который хотел бы воспользоваться велосипедом, но из-за отсутствия дома компьютера не смог зарегистрироваться. Волонтеры пошли навстречу, составили договор на месте и дали возможность прокатиться. Как оказалось, велосипедисту уже 82 года и таким образом он хочет поддержать здоровый образ жизни.

Тротуарные «войны»

Всем, кто решил воспользоваться бесплатным велопрокатом, перед поездкой объясняют принципы «велоэтикета». Незнание или пренебрежение правилами сталкивает лбами велосипедистов и пешеходов в прямом смысле. Подтверждение тому – недавний конфликт в столице. Недовольный велосипедист, столкнувшись с пешеходом на велодорожке, избил его бейсбольной битой. Пострадавший – в больнице, нападавшего задержали правоохранители.

«Мы однозначно считаем, что агрессивная реакция велосипедиста в данном случае была неуместна. Но, к сожалению, эта ситуация является типичной для нашей реальности, — поясняет Анастасия Янчевская. — Весной и летом практически каждую неделю мы узнаем о конфликтах велосипедистов с пешеходами или автомобилистами. Пешеходы часто уверены, что велосипедисты их объедут, но на деле совершить такой маневр не всегда бывает легко».

Пешеходы еще не совсем привыкли, что велополоса — территория велосипедистов, где «железный конь» может развивать скорость 30 км/ч и выше. Резко затормозить у велосипедиста не получится, особенно у начинающего, тем более что иногда для маневра нет пространства. С другой стороны, пешеходы вправе рассчитывать на то, что велосипедисты не будут «захватывать» пешеходную часть и тем более разгоняться до 30 км/ч.

PRAS.by""

Анастасия Янчевская уверена, что компромисс можно найти в любой ситуации. Но еще лучше просто развести всех участников дорожного движения по примеру Европы. Там велосипедные дорожки отделяют от проезжей и пешеходной части деревьями или конструкционно, выделяют цветом или материалом покрытия.

«Мировая практика – разрешить велосипедистам ехать по проезжей части, не запрещая при этом движение по тротуарам, — добавляет глава Минского велосипедного общества. — Безусловно, на проезжей части не безопаснее, особенно новичкам и тем кто изредка выезжает покататься. Но опытным водителям для которых велосипед это ежедневный вид транспорта на тротуаре делать нечего. Да, велосипед является транспортным средством, как автомобиль или мотоцикл и нужен он многим не для того чтобы прогуляться вдоль реки со скоростью 15 км/ч, а чтобы каждый день ездить на работу с нормальной скоростью».

Надо признать, уровень культуры велосипедистов растет, а белорусские города постепенно адаптируются к велосипедному движению и становятся удобнее. На отдельных улицах расширяют тротуары, понижают бордюры, в местах пересечения велодорожки с пешеходной полосой ставят знаки. Хотя проблемы еще остаются. Хорошим решением для развития велосипедной инфраструктуры стали бы велодорожки или перехватывающие велопарковки из микрорайонов в центр города. Согласно подсчетам Минского велосипедного общества, только за один утренний час в этом направлении движется поток примерно в 100 велосипедистов.

Фото:
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий