Когда в Беларуси появится дорога «с интеллектом» и зачем крошить в асфальт шины?

Когда в Беларуси появится дорога «с интеллектом» и зачем крошить в асфальт шины?

Говорят, в чужом дворе трава всегда зеленее. Но что касается качества белорусских дорог, здесь поговорка не работает: наши автострады зачастую лучше, чем у стран-соседок. А в обозримом будущем они станут еще и… умнее

Какие технологии сегодня применяют дорожники, нам рассказал первый заместитель директора БелдорНИИ, кандидат технических наук Сергей Богданович.

– Прежде всего попрошу не путать понятия «улица» и «дорога», – улыбается Сергей Валерьевич. – Случается, что люди жалуются на разбитую проезжую часть в городе и идут разбираться к нам. Так вот в населенном пункте находятся улицы, а вне их – дороги. Последними мы и занимаемся, стараясь сделать лучше и надежнее. Сейчас, например, пробуем соединить свойства резины и полимера для асфальтобетонного покрытия. Дело в том, что большинство наших дорог сделаны именно из асфальтобетона, для связки которого используется битум. Сам по себе материал достаточно капризный: при низких температурах становится хрупким, при высоких – плавким. Чтобы улучшить его свойства, во всем мире успешно применяются полимеры. Долгое время так поступали и у нас – завозили дорогие материалы из-за рубежа. Но в 2012 году на нашем предприятии создали отечественный полимер на основе дробленых автопокрышек. Новинка справилась со своей задачей на «отлично»: прочно, экологично, плюс покрытие стало тише. Большой объем отечественной разработки использовался при реконструкции дороги М4 Минск–Могилев, М5 Минск–Гомель. Результаты очень хорошие.

А как насчет цемента? Судя по тому, что принята госпрограмма по его расширенному использованию, у дорожников на этот материал большие планы.

– Да, и для нашего института это очень кстати. Несмотря на то, что с 1990-х годов в Беларуси цементные дороги не строили, наши специалисты работу с цементом не прекращали. Так что мы имеем 40-летний опыт исследования, который уже успешно применяем, в частности, на 2-й кольцевой автодороге.

Кроме того, сейчас мы апробируем интересную зарубежную технологию «вайттопинг» (в переводе с английского «белое покрытие»). Суть в следующем: если асфальтобетонное покрытие не справляется с транспортными нагрузками, поверх него укладывается цементобетон. Уверены, этот метод поможет решить вопрос изношенных покрытий. В Брестской области такие работы уже ведутся, а в перспективе опытные участки появятся в каждом регионе.

Трасса М1 по-прежнему считается визитной карточкой страны?

– Трасса М1, как и прежде, считается главной. Но по состоянию покрытия и обустройству полотна она уступает более новым дорогам, той же М4.

А почему в Беларуси нет автобанов?

– Автобан – это дорога, на которой нет местного движения и которая полностью пролегает вне населенных пунктов. Плюс должны быть дороги-дублеры. У нас уже сложилась основная дорожная сеть, и ее, в принципе, можно было бы адаптировать под автобан, но на это потребуются огромные затраты. Целесообразно ли?

К слову, о целесообразности. Насколько уместен ямочный ремонт сегодня, когда появилось столько новых технологий?

– В нашем климате уйти от ямочного ремонта не получится. Циклы замораживания сменяются циклами оттаивания. Сделать покрытие полностью водонепроницаемым невозможно, и вода в его порах плюс мороз, транспортная нагрузка неизбежно дадут по весне трещины или ямы. Но это не повод менять покрытие целиком. Так не делают нигде – ни у нас, ни в Евросоюзе.

Расскажите, пожалуйста, что еще интересного появится на белорусских дорогах в обозримом будущем?

– Уместно, наверное, рассказать о проекте, связанном с реконструкцией трассы М6. На этой дороге впервые в нашей стране будет создан прототип интеллектуальной транспортной системы, которая через компьютерные технологии сможет управлять движением и транслировать полезную информацию, например, о погодных условиях и заторах. Сможет менять дорожные знаки и давать рекомендации водителям. К водителю информация будет поступать через специальное приложение в телефоне.

Когда же умная дорога будет готова?

– На подготовку проекта «под ключ» уйдет 4 года.

Поздравляем всех автомобилистов и работников дорожного хозяйства с наступающим профессиональным праздником! 

поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий