Новые школьные учебники: легкие, с QR-кодами и… любовью к детям

Новые школьные учебники: легкие, с QR-кодами и… любовью к детям

К 2017–2018 учебному году планируется издать более 30 учебных пособий. Некоторые новые учебники уже поступили в школы. Корреспондент belchas.by узнал, кто пишет учебные пособия и как их готовят к изданию

«К новому учебному году наше издательство выпустит три учебника – по физике, химии и биологии для 7-го класса, – рассказывает главный редактор издательства «Народная асвета» Елена Литвинович. – Пособие по физике будет издано в новом для Беларуси формате, размер примерно А4, в мягком интегральном переплете с непривычным оформлением. Такие учебники легче и с большим количеством иллюстраций – для пятых-шестых классов это особенно важно».

PRAS.by""

Процесс подготовки каждой учебной книги трудоемкий и растягивается на месяцы. Сначала Национальный институт образования (НИО) объявляет конкурс среди авторских коллективов. Авторы готовят часть будущего учебного пособия и, если выигрывают, берутся за его написание целиком. Когда текст готов, его отдают на рецензирование. Затем авторы вносят исправления по замечаниям рецензентов и рукопись передается на рассмотрение предметной секции, в ходе чего эксперты – ученые и другие специалисты – делают свои замечания. Авторский коллектив дорабатывает пособие, проходит итоговая секция и только после этого текст отправляется в издательство.

Профессиональный читатель и редактор Елена Литвинович уверяет: чтобы написать хороший учебник для детей, нужен талант. «Сложно, если авторский коллектив — это только преподаватели вузов. Безусловно, они отлично знают свой материал, но для детей им писать непросто. Если доверить написание учебника простому учителю, результат будет не лучше. Учитель хорошо говорит у доски и лучше других знает, какие вопросы заставят ребенка «загореться». Но у него порой не хватает умения выразить свою мысль в слове с соблюдением научной достоверности. Поэтому лучше всего, если в авторском коллективе есть и ученый, и учитель», – рассуждает Елена Литвинович.

Новое в школьных учебниках

Учебное пособие «Человек и мир» для 5-х классов (авторы: доктор географических наук, заведующий кафедрой гидрометеорологии и общего землеведения географического факультета БГУ Петр Лопух, методист высшей квалификационной категории НИО Ольга Сарычева и научный сотрудник лаборатории математического и естественно-научного образования НИО Людмила Шкель) было выпущено издательством «Народная асвета» в декабре 2016 года. Его называют новаторским в плане подхода к учащимся. У книги есть многое, что может привлечь современных школьников – например, QR-коды на полях.

PRAS.by""

«Систему QR-кодов внедрила я. Сегодня они есть только в вышеупомянутом учебнике и «Истории Беларуси» для 6 класса. Возможно, они появятся и в новом учебном пособии по географии для 7-го класса – его авторы поддержали идею. QR-код легко считывается  мобильным телефоном и сразу перебрасывает пользователя на нужную страницу ресурса (в данном случае сайт ady.byПрим. авт.). Это гораздо удобнее, чем самостоятельно искать нужную информацию в интернете, да и детям интереснее», – комментирует нововведение Людмила Шкель.

В учебном пособии новая система знаков-символов. На полях можно встретить ссылки на страницы атласа, словарь учебного пособия и другое. «Содержание не может меняться кардинально. Оболочки Земли, минералы, горные породы не изменились. Поменялись методы и приемы подачи материала, – говорит автор. – На сегодняшний день учебник – это не просто качественный текстовый материал, а, что особенно важно, методический аппарат».

PRAS.by""

Перед авторами учебников для младших классов стоит серьезная задача, ведь от того, насколько хорошими они будут, во многом зависит дальнейшее отношение ребенка к предмету. Писать для школьников непросто: чтобы изложить тему кратко и понятно, надо знать очень много. Это позволяет сделать структурированный отбор тех сведений, которые необходимы школьникам.

Учебное пособие «Человек и мир» коллектив подал на конкурс 1 ноября 2015 года. На начальном этапе написания авторы планировали разделить параграфы между собой. «Потом мы пришли к выводу, что лучше писать всем вместе. Только так можно добиться единства стиля, одинаковой степени детализации, решить, в каком параграфе какую информацию сообщать, и избежать повторов. Так что с 1-го по 31-й параграф – это наш коллективный труд! – улыбается Людмила. – Сначала мы набирали много материала, приводили много интересных фактов. Но в процессе поняли, что качество содержания от этого не обязательно улучшается, а наоборот – теряется».

Маркеры, выделения и работающие рисунки

Авторы попытались добиться, чтобы материал воспринимался как можно легче. Ольга Сарычева проработала в школе более 10 лет, Людмила Шкель – 2 года, так что обе отлично знакомы с потребностями школьников.

В начале каждого параграфа есть рубрика «Вспоминаем», которая четко сообщает, какие знания необходимы ребенку для того, чтобы он успешно усвоил материал, в рубрике «О чем узнаем» сказано о самом важном и интересном так, чтобы привлечь внимание и любознательность ребенка. Самое важное в тексте выделено синим цветом и подведено в итогах параграфа. Вопросы разбиты по категориям сложности. Обязательно в конце есть рубрика «От теории к практике», подталкивающая детей применить свои знания на практике. Например, после темы «Земная кора и недра Земли» ребятам предлагают вырастить дома кристаллы соли.

«Если будет переиздание учебного пособия, то мне бы хотелось сделать в нем как можно больше «работающих» рисунков. Они должны нести не только визуальную, но и качественную информацию», – говорит автор.

В новом учебном пособии вы не увидите  привычной диаграммы водных ресурсов Земли – части схемы капельками «вытекают» одна из другой.

PRAS.by""

Или рисунки к теме «Ветер». Мельницы, паруса – эти примеры есть во многих учебниках. Авторам нового издания удалось придумать нечто новое. «Не все знают, что самолеты взлетают и садятся против ветра, – интригует Людмила Шкель. – Он сокращает взлетное и посадочное расстояния, ускоряет взлет и посадку, облегчает управление».

PRAS.by""

А может, советские учебники лучше?

Школьные учебники остаются темой для споров и, к сожалению, зачастую подвергаются неоправданным нападкам и критике. Некоторые хвалят советскую систему образования и удивляются: почему бы не использовать старые учебники? Ведь они были такими хорошими…

 «Конечно, они очень отработанные, продуманные. Но сегодня они вряд ли смогут выполнить все необходимые функции», – говорит Людмила Шкель.

Например, советский учебник Н.А.Максимова «Физическая география» для 5 класса переиздавался более 20 раз. Проверенный временем, он, тем не менее, вряд ли бы заинтересовал современных детей – мало картинок, много текста. А некоторые задания могли бы даже вызвать удивление у родителей.

PRAS.by""

«В учебнике предлагается «ратаваць рыбных малявак». На рисунке дети разбивают железными ломиками лед, на котором они стоят, чтобы обеспечить доступ кислорода в водоем, – рассказывает Людмила Шкель. – Занятие, безусловно, хорошее, но не для пятиклашек. Сегодня этим занимаются рыбные хозяйства».

***

Можно много ругать современные учебники. Однако нельзя не признать, что все в них сделано с огромным вниманием к детям. Сядьте со своим ребенком и разберите тему урока. Вероятно, что учебник понравится и вам. 

Фото:
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий