Педагогическая проблема: как и зачем школа и детсад стали производством

Педагогическая проблема: как и зачем школа и детсад стали производством

Любой глобальный план может потерпеть фиаско, если не продумать детали его реализации. Нечто подобное может произойти и с одним из последних нововведений, которое реализуется сегодня у нас в стране с подачи Министерства образования

Речь идет о практической подготовке учащихся учреждений среднего специального образования, одним из аспектов организации которой не на шутку озабочен Могилевский обком профсоюза работников образования и науки.

Как рассказал председатель обкома Сергей Виноградов, до 2001 года практика организовывалась в соответствии с Инструкцией по применению в учебных заведениях педагогического профиля положения о производственной практике, изданной в 1988 году. В этом документе было четко прописано, какие практические знания и в каких объемах должен получить молодой человек и как оплачивается работа руководителя практики. Предусматривалось также обязательное стимулирование труда школьного учителя, принимавшего непосредственное участие в подготовке практиканта. Школьный наставник нес ответственность за свою работу и был заинтересован в ее результатах. С 2001 года труд учителей, курирующих практикантов, оплачивать перестали.

Следующий этап совершенствования системы профобразования начался в 2011 году, когда вышло постановление Совета Министров, утвердившее Положение о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования. В положении указывалось, что учебную и ознакомительную практику учащихся учреждений среднего специального образования могут проводить либо преподаватели-предметники, либо мастера производственного обучения. Что, собственно, разумно, поскольку, к примеру, учащиеся педколледжей во время практики закрепляют знания сразу по нескольким предметам. В технических заведениях практику на предприятиях традиционно курируют мастера производственного обучения. Не возникало проблем и с оплатой труда. Каждая сестра, как говорят, получала по серьге: мастер производственного обучения – за отработанные часы практики (исходя из своего должностного оклада), а преподаватель – по часовым ставкам, исчисленным из ставки зарплаты преподавателя.

Практическое обучение будущих специалистов среднего звена, несмотря на изменения, шло своим чередом вплоть до июля 2016 года, когда Министерство образования издало новое постановление – «О типовых штатах и нормативах численности работников учреждений среднего специального образования». В нем говорится, что практика независимо от профиля учебного заведения бывает только учебной и производственной, а ее руководителем может быть только мастер производственного обучения. Получается, школа и детский сад теперь стали производствами, а педагоги, обучающие будущих учителей и воспитателей, – мастерами производственного обучения? Впрочем, это еще полбеды.

– Мастеров производственного обучения для средних специальных учреждений образования взять неоткуда, поэтому возникла необходимость переводить на упомянутую должность преподавателей, – констатирует Сергей Виноградов. – Однако переименование преподавателя в мастера производственного обучения влечет за собой существенное снижение оплаты труда...

В соответствии с Инструкцией о типовых штатах в расчет зарплаты преподавателя, напрямую зависящей от учебной нагрузки (а она предусматривает 800 часов в год), производственная практика уже не входит. Нагрузка же мастера производственного обучения рассчитывается только с учетом проведенной практики, которая на ставку должна составлять не менее 1080 часов в год. То есть мастеру производственного обучения для выработки ставки придется отработать на 35% больше по времени, чем преподавателю, который потеряет те же 35% зарплаты. Иными словами, перевод преподавателя в мастера производственного обучения будет означать выполнение им прежней работы, но за меньшую зарплату.

– Решением проблемы могла бы стать работа по совместительству, чтобы у преподавателя примерно на 70% оставалась учебная нагрузка и на 30% – практика, – рассуждает председатель Могилевского обкома профсоюза работников образования и науки. – Но такое решение может обернуться штрафными санкциями для руководителя.

Учитывая все описанные сложности, Могилевский обком профсоюза работников образования и науки обратился за разъяснениями в профильное министерство. Ответ, полученный оттуда, обескуражил, поскольку на одной странице сказано, что все виды практики могут проводить как мастера, так и преподаватели, но с оплатой труда, как у мастера, а на другой речь идет о том, что к проведению производственной практики допускаются только мастера. Иными словами, они должны быть при любом раскладе.

Словом, вопрос остался открытым. Тем более что нововведение, по мнению специалистов, может отрицательно сказаться на качестве практической подготовки молодых специалистов, поскольку интерес к курированию практики у преподавателей педколледжей исчезнет так же, как и у школьного учителя.

Быть может, пришло время понять, что сомнительная экономия государственных средств на оплату труда педагогов не соизмерима с затратами на обучение грамотных граждан, нацеленных на созидательное творчество на благо своей страны? И стоит ли рушить хорошо отлаженную систему профобразования ради очередного приступа реформаторства?

поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий