Потрогать небо рукой и приземлиться на автотрассе

Потрогать небо рукой и приземлиться на автотрассе

Одна из лучших частей Военно-воздушных сил и войск ПВО Беларуси – 61-я истребительная авиабаза – базируется в Барановичах. Именно ее летчики впервые в истории белорусских ВВС совершили посадку на автотрассу Брест – Москва, которая в 3 раза уже взлетной полосы

В списки ее личного состава зачислен первый Герой Беларуси Владимир Карват, здесь также служили 2 Героя Советского Союза, 3 кавалера ордена Ленина, 18 – Красного Знамени, 45 – Красной Звезды. В общей сложности 175 военнослужащих авиабазы были награждены боевыми орденами и медалями.

PRAS.by""

История 61-й авиабазы начинается с 1951 года – тогда это был истребительный авиаполк ПВО. Боевое дежурство здесь несли на реактивных истребителях МиГ-15 и перехватчиках Як-2. В 1959 году полк одним из первых в стране перевооружился на сверхзвуковые истребители-перехватчики, а в 1971-м раньше других освоил скоростные высотные перехватчики. В середине 1990-х на вооружении авиабазы состояли 23 истребителя Су-27 и 30 МиГ-29, поступивших в Беларусь в результате вывода войск из Германии. В 2004 году сюда прибыли модернизированные истребители, полеты которых были впервые продемонстрированы во время воздушного парада в Минске на День Независимости.

Полная боевая готовность

...Серое февральское небо хмурое, неприветливое и явно не ждет гостей, тем не менее два МиГ-29 находятся в боевой готовности. Дежурные летчики-истребители майоры Андрей Плехневич и Андрей Щербачевич готовы в любую минуту подняться в воздух. У каждого из них хороший налет часов, оба окончили Военную академию Республики Беларусь. Начинали в Березе (Брестская область), где дислоцировалась еще одна истребительная часть белорусских ВВС. Пока офицеры летают на модернизированных МиГ-29. Свои боевые машины хвалят: они многофункциональные, оснащены современным высокоточным оборудованием, но с нетерпением ожидают закупки Су-30.

– Полет – это еще и любимая работа, дающая возможность насладиться небом, высотой, скоростью, – говорит Андрей Плехневич.

PRAS.by""

Он родом с Витебщины, вырос в семье военнослужащего. Детство провел на аэродромах, где служил отец, поэтому проблем с выбором профессии не было. Мать волнуется за сына с момента его поступления на авиационный факультет Военной академии.

– И жена заставляет сразу звонить, как только приземляюсь и выхожу из кабины, – с улыбкой рассказывает Плехневич. – Если сделаю это на часок позже, получаю серьезное замечание.

Ценою жизни

Хоть надежность техники и профессионализм барановичских авиаторов сомнений не вызывают, у родственников есть основания беспокоиться: за мирное время существования авиабазы с вылетов не вернулось немало летчиков. 23 мая 1996 года в небе над Барановичским районом потерпел крушение Су-27, которым управлял подполковник Владимир Карват. Пилот мог спастись (команду катапультироваться он получил), однако знал: сделай он это, погибнут жители деревни Малое Гатище, и всеми силами пытался «отвести» истребитель как можно дальше от села. И удалось ему это ценой собственной жизни.

PRAS.by""

В конце августа 2009 года полковники авиабазы Александр Марфицкий и Александр Журавлевич во время показательных выступлений в польском городе Радом тоже были вынуждены спасать чужие жизни ценой собственных – нужно было отвести отказавший в управлении самолет подальше от зрителей авиашоу. Оба посмертно награждены орденами «За личное мужество». К слову, Александр Марфицкий, командовавший в то время авиабазой, мечтал создать подразделение высшего пилотажа наподобие «Русских Витязей» и назвать его «Крылы Беларусі».

– В память о наших погибших товарищах было решено возвести на территории части часовню, – рассказывает заместитель командира батальона по идеологической работе майор Александр Чернышев. – Сделано это за счет средств, собранных военнослужащими части, и благодаря спонсорской помощи. Торжественное открытие часовни уже состоялось.

PRAS.by""

Злосчастный полет Пауэрса

В середине 50-х годов прошлого столетия в США был создан первый разведывательный самолет У-2: он мог делать точные и качественные снимки любой территории с большой высоты. Техника также обладала огромным «высотным потолком», благодаря чему была вне зоны досягаемости советских ПВО. К 1960 году американцы имели 10 таких самолетов якобы для метеонужд.

1 мая 1960 года американский летчик Фрэнсис Пауэрс выполнял задание ЦРУ, связанное с предстоящей встречей президента Эйзенхауэра с представителями СССР, Англии и Франции по обсуждению контроля над вооружениями. В США считали, что русские скрывают точные сведения о количестве своих ракет, и Пауэрс должен был сделать фото определенных территорий России, где расположены ракетные объекты. Советские ПВО засекли его в небе над Свердловском. Никита Хрущев распорядился сбить самолет-разведчик. Ракеты, выпущенные по американскому У-2, не достигли цели: был сбит находящийся в небе истребитель под управлением летчика Сергея Сафонова. На месте событий оказались летчики, перегонявшие самолеты для 61-го барановичского авиаполка, они тоже вступили в схватку с Пауэрсом.

Американцу пришлось катапультироваться. Впоследствии его осудили к 10 годам, но отсидел он лишь 2 – его обменяли на известного советского разведчика Рудольфа Абеля.

PRAS.by""
Пауэрс на скамье подсудимых.

В музее авиабазы находятся документальные свидетельства участия наших летчиков в охоте на воздушного шпиона. Помимо документов, на стенде красуются часы, которыми наградили летчика Анатолия Саковича, получившего приказ протаранить американский самолет-разведчик.

Рекорды мирного времени

Майор Чернышев рассказал, что летчики авиабазы установили несколько мировых рекордов по скороподъемности самолетов определенного класса как с нагрузкой, так и без, причем значительно перекрыли прежние достижения своих российских и американских коллег.

PRAS.by""

Значимо и то, что в 2000 и 2001 годах молодые авиаторы участвовали в тактических учениях с боевыми стрельбами на российском полигоне «Ашулук». Всего лишь за год освоили технику пилотирования, стрельбы боевыми ракетами, перехват условного противника и другие пилотные задания.

В 2007 году летчики авиабазы впервые в истории белорусских ВВС совершили посадку на автотрассу Брест – Москва, которая в 3 раза уже взлетной полосы. С поставленной задачей пилоты справились успешно и доказали, что любая ровная дорога длиной в 2 км может стать взлетно-посадочной полосой.

Фото:
тест
От Антарктиды до драгоценностей: что вы знаете о белорусской науке?пройти тест
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий