Сюрпризы обучения: какие уже воплотились в жизнь, а какие еще витают в воздухе?

Сюрпризы обучения: какие уже воплотились в жизнь, а какие еще витают в воздухе?

Буквально каждую неделю появляется очередная громкая новость на образовательную тему. Это вполне объяснимо: Минобразования обещает в июле представить депутатам проект обновленного Кодекса об образовании, а значит, самое время знакомить общественность с «ноу-хау»

Свежий список изменений и предложений – в нашем обзоре.

Деньги под запретом

В начале января Министерство образования издало постановление, которое запрещает родительским комитетам собирать средства на ремонт школ и прочие общественные нужды. Решение касается также детских садов. Собирать деньги и аккумулировать их на счетах учреждения образования могут только попечительские советы, а родители вправе определить для «золотого запаса» статьи расходов. Правда, пока непонятно, как данный запрет будет применяться на практике. Допустим, родители решили «скинуться» на новый ковер для садовской группы, однако попечительских советов в дошкольных учреждениях нет, что подтвердили в Мингорисполкоме. Как поступать в этой ситуации? Может ли сад принять от родителей подарок?

Впрочем, законная возможность помочь материально осталась – перевести деньги на банковский счет учебного заведения и предоставить квитанцию. Но в таком случае родителям действительно будет сложно отследить, на что были потрачены эти средства.

Суббота раздора

«Шестой школьный день» – одна из самых популярных фраз в последнее время. Новость о том, что учреждения образования должны активнее использовать субботу для трудовых, спортивных и факультативных занятий, была воспринята общественностью практически в штыки. Министр образования Игорь Карпенко признался на днях журналистам, что расстроен негативной реакцией.

– Я не понимаю, за что на меня так обиделись, – сказал министр в среду перед встречей с депутатами в БГУИР, на которой обсуждались планируемые изменения в Кодексе об образовании. – Шестидневная рабочая неделя была предусмотрена и до этого.

Здесь с министром не поспоришь: учителя действительно выходили в субботу решать организационные дела. Правда, чаще всего на пару часов. Сейчас у них работы в этот день явно прибавится, но зато появится возможность в спокойной обстановке встретиться с родителями, а дети (если захотят) смогут посещать кружки по интересам, секции или подтянуть свои знания на факультативе. Инициатива уже реализуется и, если верить первым отзывам, оправдывает себя.

Меньше проволочек

В разговоре с журналистами Игорь Карпенко также напомнил, что Минобразования делегирует некоторые полномочия коллегам на местах. Во-первых, это касается решения отдать ребенка в школу с 5 лет. Ранее «добро» на зачисление в таком возрасте давал сам министр. Теперь достаточно будет обсудить вопрос с администрацией учреждения образования.

– Ну что я как министр могу знать об этом ребенке, его здоровье и ситуации? – объяснил свою позицию Игорь Карпенко.

Во-вторых, с принятием поправок в кодекс педагоги смогут досрочно сдавать экзамены на повышение категории без согласования с министерством, как это происходит сейчас.

– Либо мне надо этого учителя вызывать к себе и беседовать, либо моя подпись будет формальной, – аргументировал изменение министр и добавил, что кодекс должен быть рамочным, а во всем остальном нужно идти, что называется, от жизни.

Студент на четыре года

Отраслевое министерство намерено продолжить сокращение сроков обучения в вузах. Коснется эта мера, конечно, не всех: на сегодня определено еще 50 специальностей, по которым срок обучения составит 4–4,5 года. Что это за специальности, Игорь Карпенко пока не сказал.

– Я лучше назову те, по которым обучение сократить нельзя, – предложил министр. – Это медицина, ядерная энергетика, архитектура, скульптура и ряд других.

Кроме сокращения сроков обучения, других послаблений абитуриентам ожидать не стоит. Наоборот, риторика министра и его коллеги – председателя профильной комиссии Палаты представителей Национального собрания Игоря Марзалюка наталкивает на мысль, что контроль за качеством образования усилится. Недавно, посещая одну из школ, министр выразил недоумение: мол, в классных журналах у детей стоят «пятерки» и «шестерки», а они говорят, что хотят поступать в вузы.

– Но, наверное, чтобы поступать в высшие учебные заведения, нужны более высокие оценки, – заметил глава ведомства.

А Игорь Марзалюк на уже упомянутой встрече в БГУИР заявил: «Я против тотального высшего образования. Мне импонирует в этом смысле система, действующая в ФРГ. Там поступает только 25% выпускников. Отсюда и престиж системы образования».

В числе других изменений, которые могут быть закреплены в кодексе, увеличение наполняемости классов с 25 до 30 человек, упрощение программ по физике и математике, упразднение ряда образовательных структур вроде педагогических комплексов школа – детский сад, вечерних школ и другое.

Судя по всему, перечисленные новшества далеко не последние. Несмотря на то, что до завершения работы над проектом Кодекса об образовании меньше полугода, у заинтересованных сторон остались вопросы. По крайней мере, на совместное заседание Министерства образования и профильных комиссий парламента, посвященное обсуждению упомянутой темы, журналистов не пригласили. Как было сказано в кулуарах, «дайте нам нормально поругаться».

тест
2 февраля — Всемирный день водно-болотных угодий: насколько хорошо вы знаете болота?пройти тест
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий