Скрытая жизнь метро: стометровка, «колесо» и нескучный маршрут

Скрытая жизнь метро: стометровка, «колесо» и нескучный маршрут

Корреспондент belchas.by побывала в одном из депо минского метрополитена и посмотрела, куда и зачем уходят поезда

Быстрый, надежный, востребованный

Минское метро заработало в июне 1984 года, но его история началась раньше: в феврале 1977 года Совет Министров СССР принял постановление о строительстве метрополитена в столице БССР, которое началось уже в мае этого года. В ноябре развернулись работы по проходке тоннелей, начавшись со строительной площадки будущей станции «Парк Челюскинцев».

«Метро сегодня очень востребовано. По данным 2016 года, его удельный вес в перевозках столичным общественным транспортом занимает почти 41%, — рассказал пресс-секретарь Минского метрополитена Андрей Кузьмин. — Получается, что каждый второй житель столицы пользуется им ежедневно. В целом же за сутки метро перевозит около 830 тысяч человек. За год получается примерно 300 млн пассажиров».

Сейчас в городе строят третью ветку. Пока же минская подземка насчитывает 29 станций: 15 – на 1-й (Московской) линии и 14 — на 2-й (Автозаводской).

Люди выбирают подземный транспорт во многом именно за быстроту: благодаря высокой, по меркам метро, скорости (чуть более 50 км/ч, максимальная — 80 км/ч) обеспечивается высокая регулярность движения. В час пик интервалы между поездами минимальны —всего 120 секунд.Правда, за быстротой и надежностью метро кроется немалая работа.

«Стометровку» — за 40 минут

Техосмотр и ремонт поездов метрополитена производится в электродепо. Причем вопреки распространенному мнению попадают они туда не подземным путем и не с последней станции. Чтобы посмотреть, где отдыхают и восстанавливаются поезда, отправляемся в электродепо «Московское», которое обслуживает составы 1-й линии метро.

PRAS.by""

«Московское» расположено в районе станции «Институт культуры». Именно с нее поезда и направляются сюда. Кроме того, депо соединено веткой с железнодорожной станцией «Минск-Сортировочный».

«После того, как состав отработал 20 часов, он проходит техобслуживание 1-го объема, включающее осмотр на наличие трещин, зажим крепежа, проверку работоспособности, —  рассказал начальник электродепо «Московское» Владимир Семашко. — При этом выявленные недостатки устраняются на месте».

PRAS.by""

На осмотр одного поезда уходит, как правило, 40 минут. Бригада состоит из электромеханика и трех осмотрщиков: один идет по салону, другой — сбоку состава, а третий — снизу. Поскольку длина обычного поезда метро составляет 100 метров, то на языке работников депо фраза «пробежать стометровку» означает проверить все вагоны. Помимо этого сам машинист осматривает нагрев всех подшипников. А отвечают за безопасность состава и контролируют выполнение ремонта два приемщика. Обычно выявляются мелкие недостатки: лампочка в салоне перегорела или необходимо слить конденсат, образовавшийся во время работы турбокомпрессора.

Все поезда минской подземки выпущены еще в советские годы Мытищенским вагоностроительным заводом и Ленинградским вагоностроительным заводом им. И. Е. Егорова. Они ценятся за надежность, неприхотливость и простоту в обслуживании. Сейчас подобные модели уже сняты  с производства. Тем не менее, в столичном метро поезда еще ни разу не менялись. Срок службы такого вагона составляет 31 год, но разные технические работы, вплоть до капитального ремонта, позволяют продлить период их эксплуатации.

PRAS.by""

«Через 4,5 тысячи километров пробега поезда проходят второе техобслуживание, через 9,5 тысяч — третье. Затем уже идут ремонты. К примеру, средний ремонт показан через 960 тысяч километров пробега, — отметил Владимир Александрович. —Во время него полностью демонтируется все электрооборудование и отправляется на ревизию. Также разбирается каждый узел и агрегат, проверяется величина зазоров, выработка. После ремонта проводится обкатка — сначала на парковых путях, потом на линии».

Всего в штате ремонтного персонала электродепо «Московское» числится 107 человек. Они работают по сменам (12 часов), ведь поезда приезжают в депо круглосуточно: днем обычно 10 составов, ночью — 20. Но, конечно, все зависит от пассажиропотока. В утренний час пик работает максимальное количество составов: например, на 1-й линии это 30. Так обеспечивается интервал движения 2 минуты. А после начинается сброс подвижного состава, т. е. поезда идут в депо. Начинают подавать их в 14:35, чтобы к вечернему часу пик интервал снова уменьшился.

С точностью до секунды

Кстати, депо – место отдыха не только для поездов, но и для машинистов. Учитывая, что метро закрывается в 01:00, а открывается в 05:30, работники за это время не всегда успевают съездить домой, выспаться и вернуться обратно. Поэтому в здании депо предусмотрены специальные комнаты для отдыха.

PRAS.by""

На «Московской» линии заняты 165 машинистов. Сесть за пульт поезда метрополитена может далеко не каждый: кандидаты должны иметь техническое образование и пройти курсы машинистов, которые проводятся на базе Минского государственного профессионально-технического колледжа железнодорожного транспорта им. Е.П.Юшкевича. Обучение длится 7 месяцев, в том числе 2,5 месяца практических занятий на линии.

PRAS.by""

Инструктор бригад локомотива Олег Лабор пришел работать машинистом в 2005 году. Говорит, увидел объявление и решил попробовать.

«Когда сел за пульт, первые пару станций волновался, а потом сконцентрировался на работе, и тревога прошла, — рассказал собеседник. — В нашей работе самое главное – внимательность и ответственность, а также умение быстро принять правильное решение».

Трудятся машинисты по скользящему графику, в несколько смен. Перед выходом на линию обязательны инструктаж и медосмотр: врач проверяет артериальное давление, пульс, наличие алкоголя в крови.

PRAS.by""

За пультом машинист проводит строго отведенное время – не более 2 часов. Так он может проехать 3-4 «колеса», т. е. кругов. Затем необходимо сделать 40-минутный перерыв. Линейный пункт, где проходит смена машинистов 2-й линии находится на станции «Институт культуры».

«На первый взгляд может показаться, что маршрут в метро одинаковый. Поэтому некоторые спрашивают, не устаешь ли от такого однообразия. Но на самом деле маршруты постоянно отличаются: бывает, работаешь только на линии, а бывает — с заездом в депо, — поясняет Олег Лабор. — Зато за пультом становишься особенно ответственным и пунктуальным. Ведь метро отличается не только скоростью, безопасностью, но и движением с точностью до секунды».

Фото:
тест
День рождения Барби: любимой кукле – 58 лет!пройти тест
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий