Совет на завтра: белорусская система образования вскоре претерпит очередные перемены

Совет на завтра: белорусская система образования вскоре претерпит очередные перемены

На этот раз, судя по всему, со знаком «плюс».

На Республиканском педагогическом совете, который завершился вчера в Минске, Президент Александр Лукашенко потребовал от властных структур разобраться с зарплатами педагогов, сделать работу в детсадах более привлекательной, издать хорошие учебники и начать более взвешенно подходить в целом к реформам в отрасли.

Ломать систему нельзя

Педагоги из всех регионов страны ежегодно встречаются с руководителями министерств, депутатами, представителями вертикали власти и решают, как работать отрасли в наступающем учебном году. Традиционно в этой встрече принимает участие глава государства, который во многом и задает тон двухдневной дискуссии.

В нынешнем мероприятии приняли участие более 800 педагогов всех уровней образования. Большинство из них волновал вопрос повышения престижа профессии. Причем речь шла не только о скромных зарплатах (по уровню заработков в бюджетной сфере образование уже несколько лет подряд находится в хвосте списка. – Прим. авт.). Педагоги переживают за будущее отрасли в целом и в первую очередь – за вектор реформ. У главы государства насчет перемен в образовании есть свое мнение.

«Вы знаете мои подходы по преобразованию, совершенствованию, где-то реформированию системы нашего образования, – обратился к участникам педсовета Александр Лукашенко. – Я категорически против какой-то ломки, даже реформирования в полном смысле этого слова. Я всегда выступал и выступаю за совершенствование того или иного процесса». Президент также отметил, что совершенствовать систему образования надо, руководствуясь основными принципами – государственной поддержки, социальной справедливости и равного доступа к образованию.

Зарплата должна быть гибкой

Что касается зарплат, то глава государства уже поставил перед кабинетом министров задачу по повышению доходов бюджетников. После чего заместитель премьер-министра Василий Жарко, выступая на телевидении, заверил: правительство активно работает над поручением, в частности над тем, чтобы в следующем году приблизить доходы бюджетников к средней зарплате в промышленности. «Средняя зарплата учителей небольшая (в июне – 658 рублей). Хотелось бы, чтобы она была 800–1000 рублей», – дополнил он.

На педсовете опять вернулись к этому вопросу. Александр Лукашенко вновь потребовал не только разобраться с зарплатами, но и предусмотреть принцип дифференциации: «Учитель учителю рознь. Вы это знаете не хуже меня. Тогда почему мы создали уравниловку, и учителя у нас заработную плату практически все получают одинаковую?» Глава государства напомнил, что в системе здравоохранения Беларуси удалось создать дифференцированную систему оплаты труда, когда зарплата работника зависит от его квалификации и способностей.

Молодость – не повод для дискриминации

Президент считает, что нельзя допустить значительной разницы в оплате труда между молодым специалистом и работником со стажем. Молодость – это точно не повод для дискриминации. По словам белорусского лидера, если выпускник вуза преподает не хуже, чем его коллега, отстоявший «у станка» 25 лет, то он не должен зарабатывать копейки. «Нужно определить критерии, по которым мы должны платить зарплату учителю-новатору, преподавателю – грамотному, толковому, современному, который овладел всем необходимым для преподавания», – подытожил Президент.

Особое внимание, по мнению главы государства, нужно уделить молодым специалистам в сфере дошкольного образования. Они не задерживаются на первых рабочих местах из-за скромного уровня доходов. На их место приходят педагоги-предметники, но и те в силу несовершенства процедуры аттестации («непрофильные» воспитатели не получают доплату за высшую квалификационную категорию) в детские сады не спешат. Единственный выход – повышать престиж профессии. «Государству нужно сделать все, чтобы молодые специалисты захотели остаться в сфере дошкольного образования, – подчеркнул Александр Лукашенко. – Направляя молодых специалистов, нужно сделать все, чтобы, отработав по распределению, они захотели там остаться. Также необходимо совершенствовать программы и методики работы с воспитанниками детских садов». По информации БЕЛТА, Президент предупредил правительство и местные органы власти: к концу 2020 года эти и другие вопросы дошкольного образования должны быть решены полностью.

Об учебниках и бумаготворчестве

Остановился Президент и на таких вопросах, как загруженность учителей не свойственными им функциями и выпуск качественных учебников. «В прошлом году министерство заверило: принят исчерпывающий перечень школьной документации, вопрос излишней нагрузки снят. Однако мне докладывают, что наши преподаватели по-прежнему жалуются на эту проблему. Хочу подчеркнуть, что главная задача учителя – учить и воспитывать детей, а не заниматься бумаготворчеством», – подчеркнул глава государства и поручил представителям власти на местах окончательно поставить точку в этом вопросе.

Президент Беларуси также заявил, что новые учебники по всем предметам будут подготовлены к 1 сентября 2019 года. «Основа школьного обучения – хороший учебник. Напоминаю главное требование: содержание обучающего материала должно быть оптимальным по объему, информации и ее глубине», – сказал Александр Лукашенко.

Вузы на реконструкции

В последнее время немало перемен пережила система высшего образования, но острые вопросы остаются, а значит, преобразования еще не завершены. Так, глава государства не исключает возвращения к определению базового профиля для каждого вуза. «Следует сократить количество специальностей, которые не являются профильными для вуза. Сегодня у нас практически каждый вуз выпускает сотни специалистов широкого профиля: юристов, экономистов, политологов. А потом они безуспешно ищут работу по специальности и винят в своей невостребованности государство. Видимо, пора вернуться к определению базового профиля для каждого вуза», – подчеркнул Президент и обратил внимание на то, что правительство не приняло должные меры для оптимизации структуры подготовки кадров по уровням профессионального образования и под потребности экономики.

 Вход на заочку – платный?

Как и ожидалось, во время Республиканского педсовета прозвучало немало любопытных идей. Например, о том, чтобы изменить процедуру постановки на учет в детские сады. Речь, в частности, идет об исключении ее из перечня административных процедур, осуществляемых госорганами. Это позволит упростить процесс оформления ребенка в детское дошкольное учреждение. Правда, и тут есть свои подводные камни: например, родители перестанут беспокоиться о предоставлении места в детском саду заранее, а это, в свою очередь, добавит неразберихи в организационный процесс.

Еще одна идея на перспективу – сделать заочное образование исключительно платным. Как отметил начальник управления высшего образования Минобразования Сергей Касперович, фактически на данный момент бюджетная заочная форма обучения открыта только для тех, кто работает по специальности либо окончил среднее специальное учебное заведение по родственной специальности. «Если в перспективе с учетом роста потребности экономики и развития, например, дистанционной формы обучения заочная форма будет в целом сокращаться, как вариант не исключено, что платное заочное обучение может остаться единственным. Бюджет будет сохранен на отдельные, остро востребованные экономикой специальности и для отдельных категорий граждан», – цитирует чиновника БЕЛТА. 

Озвученным на педсовете вопросами правительству придется заняться вплотную. Таковы требования времени. Как отметил Президент, именно экономика знаний, а также профессионалы, искренне любящие свою Родину, обеспечивают конкурентоспособность страны.

Соб. инф.

Фото БЕЛТА

Источник:
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий