Транспортный налог и развитие местной дорожной сети: нам любые дóроги дороги?

Транспортный налог и развитие местной дорожной сети: нам любые дóроги дороги?

В последнее время механизм уплаты дорожного сбора и его распределение стали притчей во языцех

За что платим?

Обязательная государственная пошлина на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (так называемый налог на автомобили) введена в Беларуси с 1 января 2014 года. Полученные от уплаты налога средства направляются на строительство и модернизацию дорог. Взимается дорожная пошлина при прохождении техосмотра (документ о ее оплате является одним из условий прохождения ТО). Платить можно ежегодно, один раз в 2 года или дважды в год. За некоторые категории транспорта сбор взимается по льготному тарифу: автомобили медпомощи, общественный транспорт, транспорт для инвалидов, МВД, КГБ, МЧС, Минобороны и Госпогранкомитета. Льгота предусмотрена и для отдельных категорий пенсионеров. Остальные физические, юридические лица и индивидуальные предприниматели оплачивают госпошлину в полном размере – от 3 до 25 базовых величин.

Сумма транспортного сбора несколько раз повышалась (в связи с увеличением базовой величины), и сегодня в среднем она составляет чуть более 120 рублей в год.

Взять и отменить

Белорусские автомобилисты выступили с предложением отменить этот сбор и включать все затраты в стоимость топлива. Вроде бы все логично: кто много ездит, тот больше разрушает дороги и, соответственно, должен больше платить. Однако Министерство транспорта и коммуникаций не планирует изменять механизм уплаты дорожного сбора.

На недавней пресс-конференции, прошедшей в БЕЛТА, министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак так прокомментировал предложение включить дорожный сбор в цену топлива: «Немалая доля топлива используется железнодорожным транспортом, который финансирует свою инфраструктуру сам, не из бюджета. Или водный транспорт, который использует дизельное топливо и не пользуется дорожной сетью. Сельскохозяйственные машины тоже не используют дорожную сеть, хотя расходуют много топлива».

По мнению министра, действующий механизм уплаты дорожного сбора хоть и не идеален, но более справедлив, чем другие варианты.

Общественность критикует и саму формулу распределения дорожной пошлины. Автовладельцы уверены: деньги расходуются не только на капремонт и новые дороги, но и на текущий ремонт. Так, в первый год взимания налога полученные средства распределялись между регионами, исходя из количества дорог. Потом механизм был пересмотрен, и пошлину стали распределять по формуле, учитывающей еще и количество автомобилей.

– Сегодня есть поручение поискать более справедливый вариант распределения средств между республиканскими и местными автодорогами, – резюмировал министр транспорта и коммуникаций.

Крохи от каравая

Например, Брестчина, по данным межрайонного экзаменационного отдела ГАИ УВД Брестского облисполкома, занимает второе место в стране по количеству зарегистрированного транспорта. По автострадам региона колесят 637 тыс. автомобилей. При этом средств из республиканского бюджета на ремонт дорог здесь достается меньше всех.

Причина такой ситуации весьма банальна: протяженность дорог Брестской области невелика. Однако автомобилисты с подходом «меньше дорог – меньше денег» не согласны. Большинство уверены, что госпошлина, уплаченная за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (так называемый транспортный налог), должна максимально «оседать» там, где была получена. Ведь целью введения налога являлось финансирование строительства новых дорог и ремонта существующих. Изначально предполагалось, что средства распределятся 50 на 50: половина уйдет в республиканский бюджет, и столько же – в местный. Но даже в год введения налога – в 2014-м – принцип справедливости был поставлен под сомнение. Брестчина тогда собрала 550 млрд рублей, а самой ей досталось лишь 94 миллиарда (12% от всей суммы). Специалисты подсчитали, что отремонтировать можно было бы 340 км дорог, но благоустроили только 65 км. Этот факт возмутил автомобильную общественность, и та потребовала начать соразмерно расходовать средства, полученные от транспортного налога. В ответ суммы перестали предавать огласке.

В минувшем году в Бресте появилась инициативная группа «За наш город», активисты которой собирали подписи под обращением в горисполком, в котором предлагали отчитаться, куда идет транспортный налог. Аналогичные кампании прошли в Березовском и Лунинецком районах. И что в результате? Недавно первый заместитель министра транспорта и коммуникаций Алексей Авраменко рассказал порталу tut.by, что в стране нуждаются в ремонте
6 тыс. километров дорог (без учета улиц). Однако средств транспортного налога на это не хватит. В начале февраля текущего года при Минтрансе создали рабочую группу, которая должна разработать предложения по развитию местных дорог и определиться, где и какие из них будут отремонтированы. Хочется верить, что Брестчина на этот раз обижена не будет.

Планы и перспективы

Развитию местных автомобильных дорог Министерство транспорта и коммуникаций уделит в ближайшее время особое внимание.

Как рассказал журналистам министр транспорта и коммуникаций Анатолий Сивак, ускорение ремонта местных автодорог возможно только за счет кредитных ресурсов. Планируется усовершенствовать покрытие на всех гравийных участках республиканских дорог; укрепить автодороги; провести реконструкцию и возвести автодороги I категории, соединяющие Минск с областными центрами; довести грузонапряженные участки до международных стандартов; провести капремонт мостов и путепроводов.

В числе приоритетных проектов на 2017 год – реконструкция автодороги М6 Минск–Гродно. Всего на нужды республиканской сети автодорог в текущем году будет направлено порядка 400 млн долларов.

Вероника СОЛОВЕЙ
Галина СТРОЦКАЯ

тест
День рождения Барби: любимой кукле – 58 лет!пройти тест
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий