За год в Белорусское общество защиты потребителей обратились более 18 тыс. человек

За год в Белорусское общество защиты потребителей обратились более 18 тыс. человек

В результате возмещено материального ущерба и морального вреда на сумму свыше 660 тыс. рублей

День прав потребителей отмечали в Беларуси 15 марта.

 Официально статус праздника Всемирный день защиты прав потребителей впервые обрел в 1983 году, но определение понятию «потребитель» впервые дал президент США Джон Кеннеди, выступая в конгрессе 15 марта 1961 года. «Потребители – это все мы», – сказал он и назвал четыре основных права данной категории: на выбор, информацию, безопасность и быть услышанным. Позже к ним добавились права на возмещение ущерба, потребительское образование, удовлетворение базовых потребностей и здоровую окружающую среду. И сегодня кодекс потребителя включает, таким образом, 8 прав.

Скупой платит трижды

В Беларуси День потребителя был учрежден в 2000 году. Основным защитником его прав в нашей стране выступает общественное объединение «Белорусское общество защиты потребителей» (БОЗП). Только в прошлом году в БОЗП обратились более 18 тыс. человек; организацией и ее структурами было заявлено 273 претензии и подано 230 исков. В результате возмещено материального ущерба и морального вреда на сумму свыше 660 тыс. рублей.

Как пример можно привести показательную историю жителя Минска: благодаря знанию законов и при содействии Белорусского общества защиты прав потребителей (БОЗП) он получил за бракованный товар весьма внушительную компенсацию. К выпускному вечеру в вузе Александр купил новые туфли за 252 рубля 94 копейки. Обувь пришлась впору. До торжества парень успел обуть туфли 4 раза, но до выпускного они «не дотянули», так как материал верха порвался. Молодой человек решил вернуть обувь в магазин и забрать деньги, тем более что и гарантийный срок еще не истек. Продавец зафиксировал брак, но предложил провести платную экспертизу и ремонт. Покупатель отказался (по закону он имел право требовать возврата денег).

Затем Александру пришло письмо, в котором его приглашали на товароведческую экспертизу. Парень на нее не явился, поскольку брак уже был зафиксирован и о необходимости проведения экспертизы речь не шла. И все же эксперты пришли к выводу, что туфли просто не подошли. Но потребитель не согласился и с этим, ведь никакого дискомфорта при их носке он не испытывал. Тогда продавец предложил отремонтировать обувь, выплатить компенсацию и сделать хорошую скидку на следующую покупку.  Но Александр настаивал на возврате денег. По закону удовлетворить требования покупателя необходимо в течение 7 дней. При нарушении этого срока за каждый день просрочки продавец обязан платить неустойку в размере 1% от стоимости товара. В нашем случае просрочка составила 44 дня. Кроме всего прочего, Александр потребовал возмещения морального ущерба.

В суде стороны заключили мировое соглашение, согласно которому продавец выплатил стоимость товара – 252 руб. 94 копеек и неустойку – 250 рублей. Моральный вред был оценен в 150 рублей.

Потребительская Сеть

Сегодня в нашу жизнь довольно плотно вошла онлайн-торговля. Более 40% пользователей интернета совершают покупки в Сети. Как отмечают в Белорусском обществе защиты потребителей, за последние 4 года количество интернет-магазинов в стране увеличилось более чем в 2 раза и достигло почти 14 тысяч. Разумеется, в цифровой сфере проблемы тоже существуют: товар может быть плохого качества, неисправным, поддельным. Для интернет-торговли характерны еще и несвоевременная доставка, и несоответствие товара описанию на сайте. Существует риск мошенничества с кредитными картами или хищения персональных данных. Немалое количество жалоб, поступающих от потребителей, связано с покупками в социальных сетях.

Важно знать, что реализация товаров, работ, услуг в соцсетях запрещена. На таких интернет-площадках можно продавать только свои личные, бывшие в употреблении вещи. Кроме того, на подобные покупки не распространяется Закон «О защите прав потребителей». Зачастую очень сложно установить лицо, которое продало товар, и в случае нарушения прав покупателя помочь ему трудно. Поэтому, прежде чем совершать покупку, потребитель должен проверить, есть ли такой интернет-магазин в государственном реестре. 

Ряд товаров и вовсе запрещено продавать через интернет. По словам начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Ирины Барышниковой, к ним относятся ювелирные изделия, пиротехника, лекарственные препараты, БАДы, ветеринарные средства, оружие, специализированные продукты для питания спортсменов, алкогольные напитки, семена мака, табачные изделия.

Чего ожидать в будущем

В скором времени планируется внести изменения и дополнения в Закон «О защите прав потребителей».

По словам начальника управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой МАРТ Ирины Барышниковой, рабочая группа уже подготовила проект документа и внесла его на рассмотрение в Палату представителей. Так, к информации о товаре добавят класс его энергоэффективности и сведения о стране происхождения, если изготовитель находится в другом государстве. Также предлагается запретить продавцам при возврате денег за товар или услугу требовать от потребителя документ, удостоверяющий личность. Срок гарантийного ремонта может быть увеличен с 14 до 30 дней. Гарантийные мастерские обяжут проводить проверку качества товара в течение 3 дней со дня его получения. Продавцы же смогут получить право взыскивать с потребителя убытки за хранение отремонтированного или прошедшего экспертизу товара по истечении 2 месяцев со дня письменного предупреждения потребителя.

тест
День рождения Барби: любимой кукле – 58 лет!пройти тест
поделиться в соцсетях
Комментарии/ 0
Ваш комментарий